главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Пресс-центр / Доклады и выступления

Выступление временно исполняющего Губернатора Красноярского края Александра Усса на пресс-конференции с представителями средств массовой информации Красноярска и Красноярского края


21.12.2017

Временно исполняющий обязанности Губернатора Красноярского края Александр Викторович Усс | Текст выступления


Что касается впечатлений, с которыми мы встречаем Новый год, могу сразу рассказать, что, на мой взгляд, у нас есть основания для сдержанного оптимизма, поскольку экономика края, как, впрочем, и всей страны, бесспорно, восстанавливается после прошедшего кризиса. Об этом говорят предварительные данные итогов экономического развития Красноярского края. Они действительно только предварительные, оценочные, но, судя по всему, темпы роста валового регионального продукта, а это интегральные показатели самочувствия нашей экономики, будут гораздо выше, чем в прошлом году. И применительно к Красноярскому краю эти показатели выше, скорее всего, чем в среднем по Сибири. В прошлом году у нас, в этом смысле, был серьезный сбой. Связан он, прежде всего, с закрытием одного из важных предприятий в городе Норильске, что, кстати говоря, не повлекло никаких последствий для налоговых отчислений, но в статистическом плане эти показатели фиксировались.

Этот рост характерен практически для всех отраслей промышленного производства, и не только промышленного, для всех отраслей реального сектора экономики, исключая разве что две, – об этом я сказал, выступая вчера на сессии в Законодательном Собрании. К сожалению, это строительство, жилищное строительство. Здесь есть определенная цикличность и снижение спроса на этом рынке. Естественно, это привело и к снижению темпов строительства. И сельское хозяйство. Это исключительная ситуация, связанная с экстремальными погодными условиями этого года. И краю не удастся достичь тех показателей, которые фиксировались в прошлые годы. К сожалению, и финансовое положение многих хозяйств, в том числе пострадавших, прежде всего, от раннего снегопада, ухудшится. При этом цены на зерно нас не удовлетворяют, поскольку в целом в стране урожай высокий, а это рыночная среда, поэтому влиять на них, конечно, довольно трудно. И федеральная, и краевая власть делает все возможное для того, чтобы как-то смягчить последствия этих экстремальных погодных условий. И я думаю, что селяне всё-таки встретят следующую весну, так скажем, с нормальным настроем и соответствующей готовностью дальше развиваться.

Применительно к финансовой ситуации. Вы знаете, что планируемый дефицит бюджета у нас составлял порядка 15 млрд рублей. Сейчас также с определённой осторожностью я говорю, что этот дефицит по факту окажется менее значимым, скорее всего, 7 или даже 5 млрд рублей. То есть в два раза плановый дефицит окажется более низким. Это очень хорошо.

Что касается года следующего. Бюджет, который мы приняли на финише этого года, в принципе сбалансированный и вполне реальный. Плановый дефицит мы оставляем таким же – 15 миллиардов. В целом наши планы по расходам составляют 232 млрд рублей. Если не возникнет никаких непрогнозируемых, неожиданных обязательств, то я абсолютно убеждён, что всё, что мы запланировали, с точки зрения финансового обеспечения будет профинансировано, не смотря на то, что край именно в этот год вступает в завершающий период подготовки к Универсиаде. Не исключено, что, главным образом, для благоустройства города, если мы будем чувствовать с вами вместе такую потребность, если мы будем понимать, что эти объёмы можно освоить, можно будет пойти на корректировку бюджета, и, если потребуется, ещё, что называется, занять.

Но по натуре я принадлежу к числу сдержанных оптимистов, поэтому надеюсь, что в связи с изменением цен на цветные металлы, – они для нас очень важны – плановые доходы будут гораздо более значительными, чем мы планируем. По работе на финише этого года, три месяца, которые для меня, конечно, очень важны. Хочу сказать, что тут ставилось несколько задач, и несколько таких важных блоков мы сделали.

Первое – это постановка целей на ближайшую перспективу. Это ещё не программа будущего Губернатора, но, тем не менее, уточнённое понимание тех представлений по развитию нашего края, которые у меня были и как у председателя Законодательного Собрания.

В начале ноября этого года состоялся съезд депутатов всех уровней, где я выступал с соответствующим докладом и такого рода перспективы для себя, для своих коллег из исполнительной власти, и для всего края я обозначил. Не буду их повторять, но главное скажу – нам необходимо вместе очень сдержанно, аккуратно подходить к политике расходов и наращивать инвестиционный потенциал. Поскольку темпы инвестирования в Красноярский край в последние годы, хотя они и были, в принципе, достаточно убедительны, но фактически существенно снизились. У нас в крае в последние годы практически не начиналось никаких крупных инвестиционных проектов, которые всегда были двигателями нашей экономики. Это касается прежде всего крупного бизнеса, о чём мы с вами поговорим подробней, и так называемого локального инвестирования, локальной экономики.

Большая часть наших районов сегодня являются дотационными и, к сожалению, многие из них не демонстрируют даже стремления развивать собственную налоговую базу, рассчитывая на краевые субсидии. Эту ситуацию надо менять, поскольку типичная болезнь, которая называется голландской болезнью, характерна для нашего края, где десять наиболее крупных предприятий, откровенно говоря, к воздействию на которые мы имеем отдалённое отношение, формируют 50% нашего бюджета. Мы не должны быть нефтяниками, металлургами, угольщиками. Мы должны оживлять ткань собственной жизни, собственной активности, коль скоро для людей работа – это жизнь, только на доходы через бюджет, конечно же, рассчитывать нельзя.

Второй блок работы для меня как главы региона заключался в некоторой перенастройке самой системы власти. Я думаю, что изменения здесь прошли значительные, они касаются, прежде всего, города. Речь идёт не только о главе города, но и смене его команды. Ерёмин хотя молодой, но уже опытный и крепкий управленец, крепко стоит на ногах, и эти ноги ему переставлять никто не собирается. Он сам будет отвечать за город и за результаты своей работы. Но в то же время без поддержки с нашей стороны, в том числе и кадровой, и поддержке в "расшивке" таких вот наболевших тем, конечно, здесь не обошлось. И в том числе я сам был достаточно серьёзно погружён в городскую управленческую ситуацию. Ну и, естественно, это наше Правительство. Знаете, когда я только начал осуществлять эти функции, было много разных советов: всё тут надо закрыть, всех выгнать, да на этот двухколесный велосипед можно посадить кого угодно, и они сразу поедут. Знаете, во-первых, у нас не так уж много космонавтов, которые могут и желают работать во власти. К сожалению, это так. И с другой стороны, это очень ответственное решение – с утра до вечера заниматься этими сложными повседневными вопросами. Поэтому никаких кавалерийских атак чапаевского плана в кадровой политике я проводить не намерен.

Тем не менее, в течение этих месяцев мы серьёзно изменили и состав Правительства, и отчасти уже откорректировали его структуру. Прежде всего, Правительство будет самостоятельным органом власти. В это должны поверить, прежде всего, члены Правительства, и должно поверить население. Самостоятельным органом власти, которым Губернатор не будет руководить в ежедневном режиме и постоянно дергать за руку. Я уверен, что председатель Правительства не может эффективно руководить сразу 13-ю министрами. Именно поэтому мы договорились, что у него появляются два полноценных, главных, что называется, вице-премьера. Один – это Юрий Анатольевич Лапшин, который отвечает за экономический блок и не имеет собственного министерства, выполняя только координирующие функции. Второй вице-премьер тоже без собственного министерства, он курирует социальный блок – это Алексей Подкорытов. Мы его хорошо знаем. Могу сказать совершенно откровенно, чем я руководствовался, когда принимал решение в отношении Подкорытова. Социальный блок – разный по содержанию: там есть многие вещи, начиная от спорта и туризма и заканчивая медициной. Алексей Викторович, с одной стороны, был министром здравоохранения в прежние годы, только называлось это "управление". Кроме этого, он возглавляет Ассоциацию врачей Красноярского края, пользуется определённым авторитетом. Он долгое время руководил краевым госпиталем для ветеранов войн, и проблемы, связанные со старшим поколением, и в целом организация социальной защиты ему хорошо знакомы. Он является доктором наук, что, на мой взгляд, позволяет ему предметно заниматься и вопросами образования. Ну и другие сопутствующие сферы, конечно, ему не чужды. Универсального человека на такого рода блок найти невозможно. Как и нельзя найти человека на должность Губернатора, который знал бы всё, начиная от транспорта и заканчивая вопросами юридического плана. Поэтому решение выглядело именно таким образом.

У нас произошла смена ключевых министров. Николай Сергеевич Глушков, Михаил Геннадьевич Васильев и Владимир Николаевич Векшин покинули свои посты по разным причинам. Тем не менее, я хотел бы подчеркнуть, что правильно мы на сессии Законодательного Собрания проводили их, сказали добрые слова. Я считаю ущербной практикой, когда мы с людьми, проработавшими долго в Красноярском крае, прощаемся непонятно как. Это, как помните, было с нашим дирижёром оркестра и другими представителями культуры в том числе. Это нехорошо, не по-людски и не по-государственному. Мне бы очень хотелось, чтобы все, покидающие через какое-то время систему управления, находили себя в активной государственной и общественной жизни. Мы будем этому способствовать. У нас новый министр транспорта. Очень молодой человек, 35 лет, но, мне кажется, зрелый, крепкий министр, уже имеющий за собой определённый опыт и амбиции.

И третий блок (если нужно, о Правительстве мы еще поговорим попозже) – это отстройка отношений с крупными финансово-промышленными группами, которые работают на территории Красноярского края и от активности которых в значительной мере зависит самочувствие нашей экономики. Я достаточно предметно слежу за тем, что пишут о нас и обо мне. Мне было удивительно читать: "да он уже со всеми поругался, все тарелки разбиты, ничего он не наладит", а после подписания Меморандума: "да он не с теми этот Меморандум подписал" и "580 миллиардов – они их и собирались вкладывать", другие пишут: "да это же сумасшедшие деньги, никто их вкладывать не будет". Здесь можно давать разные комментарии, но хотелось бы подчеркнуть следующее: эффект Меморандума очень значительный и заключается он не только в том, что эти инвестиции придут (они и так в основном бы пришли), но и в том, что лидеры нашей экономики впервые за многие годы сели за один стол и поделились своими планами на будущее. Это очень важный момент, поскольку наша экономика страдает не только отсутствием диверсифицированности, но и излишней автономностью работы этих лидеров. Поэтому у нас появится больше основ для пространственного фронтального развития края. Второй момент – мы рассчитываем как раз за счет их большей активности увеличить общую активность инвестиций.

Сразу же после подписания Меморандума у нас прошла встреча с Ассоциацией европейского бизнеса. Я был в высшей степени удовлетворён, как представители того же самого "Русского алюминия" или "Юнипро" – мощной структуры, которая базируется у нас в Шарыпово, говорили о необходимости вовлечения в сферу своих собственных интересов менее масштабных партнёров. Тот же "Юнипро" говорил о строительстве, пожалуй, самого большого тепличного хозяйства в Сибири, это почти 60 гектаров. Либо "Русский алюминий" намерен в ближайшие пять лет создать в крае более ста предприятий, которые будут задействованы на переработке и изготовлении готового продукта из первичного алюминия.

Соответственно, это наши предприятия. Тот же "Русский алюминий" готов в ближайшие годы переместить порядка двух тысяч рабочих мест из московских офисов сюда – дай бог, чтобы эти планы сбылись. Естественно, что привезут они из Москвы, в основном, менеджеров верхнего уровня. Все остальные рабочие места должны занять красноярцы. Должны занять ребята, которые сегодня у нас заканчивают университеты, которые должны быть готовы влиться в эту структуру. Это социальные лифты, это другая атмосфера. Именно в этом я вижу эффект того самого меморандума и той самой идеи, когда собственники, акционеры, руководители крупных предприятий, базирующихся на территории края, должны ощутить свою ответственность за эту землю.

И одним из таких значимых моментов этого плана я считаю их участие в благоустройстве города Красноярска. Ну, найдём мы сами миллиард или два из бюджета края, это не такая уж и гигантская сумма, но важнее другое – чтобы каждый из них, что называется, построил свою площадь, освятил свой дом, чтобы они чувствовали соревновательный эффект и свою сопричастность к внешнему облику нашего города. Тогда они будут врастать в ткань нашей красноярской жизни. И вот такая "атомизация" нашей производственной деятельности и людей наконец-то прекратится. Но это очень долгий путь, и никакого волшебного рубильника здесь не существует. Важно другое – направление этого движения нам понятно. И по тому как вы киваете, мне кажется, что вы это поддерживаете, и мы будем двигаться в этом направлении.


назад

 

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Промышленность, энергетика и ЖКХ
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство и торговля
Социальная политика
Спорт
Строительство
Тарифная политика
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Цифровое развитие
Экология и рациональное природопользование
Экономика и региональное развитие
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Государственный контроль
| Проектное управление
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Написать обращение

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

 

Индекс цитирования