главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Пресс-центр / Доклады и выступления

Стенограмма выступления председателя Правительства края Юрия Лапшина на заседании VII сессии Законодательного Собрания Красноярского края


11.07.2019

Первый заместитель Губернатора Красноярского края - председатель Правительства края Юрий Лапшин | Стенограмма


Добрый день, уважаемый Дмитрий Викторович, уважаемые депутаты!

Впервые в этой должности представляю Вам отчёт о деятельности правительства за 2018 год. С учетом того, что сейчас мы с вами находимся уже во втором полугодии 2019, а в апреле с этой трибуны состоялось очень обстоятельное выступление Губернатора края об итогах прошедшего года, я бы всё же предложил, основываясь на результатах 2018-го, говорить о тех вопросах, которыми занимается Правительство края сегодня.

Отмечу, что материалы об исполнении всех государственных и отраслевых программ за 2018 год Вам были представлены заранее. Кроме того, я посчитал правильным накануне сессии направить Законодательному Собранию ответы на все 50 вопросов, поступивших от комитетов и депутатов к моему отчету. Думаю, сегодня в ходе живого общения мы закроем оставшиеся темы, которые вас беспокоят или интересуют.

На прошлой неделе прошли публичные слушания об исполнении краевого бюджета, где мои коллеги еще раз подробно рассказали вам о социально-экономическом развитии края в 2018 году. Поэтому постараюсь не повторяться в основных вещах.

Если как-то охарактеризовать 2018 год, то для Красноярского края это был год завершения того, что начато предшественниками, и формирования новых подходов и новой политики во всех сферах и отраслях.

Так совпало, что прошлом году состоялись выборы Президента и Губернатора. Эти события задали всю последующую повестку. Обновились кабинеты министров – федеральный и региональный. Названы стратегические ориентиры – здесь и новая система национальных приоритетов, и утверждённая в прошлом году Стратегия социально-экономического развития края, и новый подход к работе с крупными инвесторами в рамках подготовки комплексного проекта «Енисейская Сибирь», и многое другое. Но обо всем по порядку.

С удовлетворением хочу констатировать, что качество прогноза ключевых показателей развития экономики у нас по-прежнему достойное, как и исполнение бюджета.

Вы знаете, что при всех сложностях прошлого года его удалось закончить с самым низким значением дефицита за последние годы – 1,8 млрд рублей при плане 19,2 млрд рублей. А местные бюджеты впервые за последние четыре года исполнены без дефицита. Валовый региональный продукт края по итогам 2018 года составил 2,2 трлн рублей – с ростом на 4% к 2017 году. Темпы развития промышленности (край – 106,4 %, Россия – 102,9 %), сельского хозяйства (103,1 % и 99,4 %), сектора жилищного строительства (108,7 % и 95,1 %) существенно превысили среднероссийские показатели. Сохраняется стабильная ситуация на рынке труда.

На сегодняшний день, уже по итогам первого полугодия 2019 года, отрасли поддерживают достигнутый в прошлом году уровень, никаких значительных «провалов» мы не ждем. Но чтобы идти дальше, получать значительные эффекты, нужна реализация новых проектов.

Красноярский край исторически развивается свершениями, мы про это не раз говорили. Эвакуация, индустриализация, комсомольские стройки, гидроэнергетика, металлургия, КАТЭК, Нижнее Приангарье, нефтянка. У края это получается, это всегда привлекает инвесторов и приветствуется руководством страны, поэтому идея межрегионального пакета инвестпроектов была поддержана на федеральном уровне. В марте этого года отдельным распоряжением Правительства РФ одобрен комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь», став проектом федерального уровня.

Ну, и чтобы было понятно, где мы находимся сейчас. В составе «Енисейской Сибири» проекты разной степени готовности, некоторые уже стартовали – вы наверняка слышали о начале бурения на Пайяхском месторождении. Некоторым проектам для полноценного старта необходимо снятие ряда ограничений.

Для поддержки и ускорения их запуска выносим на федеральный уровень вопросы специальных налоговых режимов, развития инфраструктуры. В частности, строительство моста через Енисей в районе Высокогорского удалось включить в федеральный Комплексный план развития инфраструктуры, что создаст совершенно новые возможности развития не только Мотыгинского и Северо-Енисейского районов с их богатыми природными запасами, но и всего Приангарья.

Мы рассчитываем на продолжение инвестпрограмм Норильского никеля по модернизации металлургического производства, и таким программам готовы оказывать государственную поддержку при непременном условии дополнительных доходов в бюджет и экологического эффекта.

Ведется подготовка заявок на создание специальных территориальных налоговых режимов (ТОСЭР, ОЭЗ) для развития перерабатывающих производств. Это производство и переработка сельхозпродукции в Шарыповском районе, переработка первичного алюминия и алюминиевых сплавов в Красноярске. Мы понимаем, что реализация таких проектов позволит наращивать выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.

Для более полного вовлечения в переработку древесного сырья запланирована модернизация действующих деревообрабатывающих предприятий и строительство ЦБК.

Рассчитываем на новый масштабный этап развития нефтяной отрасли края – впрочем, о Пайяхе я уже сказал. И, кстати, вы наверняка знаете, что во время нефтяной сессии на Петербургском экономическом форуме Красноярский край назван руководителем Роснефти одним из основных, если не основным регионом с точки зрения перспектив нефтедобычи в Российской Федерации.

Всё это – вложения в будущее. Как и еще один проект, рождённый в 2018 году с подачи Губернатора края и получивший название «Локальная экономика». Он должен решить проблему неравномерности территориального развития. Не в каждом районе есть свой Норникель, свой Ванкор, свой угольный разрез или хотя бы своя лесная база.

При этом рост экономики можно обеспечить во многих территориях края. Для этого разработана нормативная база для внедрения муниципальных комплексных программ развития. Муниципалитеты сами должны взвесить свои возможности, ресурсы и перспективы, определить свои сильные стороны и заявить их в качестве локомотивов развития.

К чести глав, они весьма воодушевлённо отнеслись к появлению этой программы. На данный момент в рамках развития локальной экономики в территориях края разрабатываются 25 муниципальных комплексных проектов развития на общую сумму около 13 млрд рублей.

Далее. На публичных слушаниях по бюджету в одном из докладов были высказаны опасения относительно навыков работы Правительства края с Федерацией – не утрачены ли они, используются ли в полной мере. Могу вам сказать со всей ответственностью, что такого «давления» на федеральные органы власти, как в 2018–2019 году, со стороны Красноярского края, наверное, не было никогда. Идеология, сформулированная Губернатором, предельно проста: край играет серьезную, часто ключевую роль в формировании федерального бюджета, поэтому мы вправе рассчитывать на «взаимность». Визиты первых лиц государства к нам тоже были использованы максимально эффективно.

Темы, которые удалось сдвинуть с места путем многочисленных переговоров, помимо «Енисейской Сибири»:
- реализация комплексного плана мероприятий по улучшению экологической обстановки;
- строительство метро в Красноярске (мало кто верил, что это возможно);
- строительство магистральной рулежной дорожки в аэропорту Красноярск;
- прямая финансовая поддержка края (хотелось бы больше, но результаты есть, включая почти 3 млрд компенсации за включение в МРОТ процентной и северной надбавок, средства на лесную технику и так далее);
- на очереди строительство детской многопрофильной больницы в Красноярске, новые детсады и школы.

Тем очень много, за каждую мы бьемся. И те вопросы, которые поднимались регионом на днях Красноярского края в Совете Федерации, без контроля с двух сторон не останутся.

Конечно, не могу не сказать об Универсиаде. Львиная доля всех управленческих усилий прошлого года была затрачена нами, чтобы провести ее достойно. Подготовка этого международного события требовала тончайшей межведомственной координации – как в плановом, рабочем режиме, так и местами – в авральном и срочном. Оценки за проведённую Универсиаду мы получили самые высокие – и от руководителей государства, и от международных спортивных федераций, и от гостей города, и, что особенно важно – от самих красноярцев.

Нашей главной установкой в период подготовки к Универсиаде было максимальное использование наследия студенческих игр. «Заполучив» в край эти соревнования, мы рассчитываем на долгосрочную отдачу за счет привлечения серьезных финансовых средств на развитие города и региона.

Мы её уже получаем, эту отдачу. Прежде всего, это эффект от ввода 12 новых спортивных объектов для развития детско-юношеского спорта: уже в этом году количество занимающихся в спортивных школах увеличится на 15% (более чем на 1100 детей). Это также возможность привлечь в Красноярск мероприятия международного и российского уровня по зимним (и не только) видам спорта.

Два наиболее крупных объекта: кластеры «Сопка» и «Радуга» будут переданы в федеральную собственность и станут основой развития в нашем регионе спорта высших достижений, формирования олимпийского резерва, подготовки спортивных сборных команд. Сейчас кластеры готовятся к передаче.

Уже после Универсиады в Красноярске прошёл чемпионат России по фристайлу и по кёрлингу в рамках развития адаптивного спорта. В декабре этого года мы примем чемпионат России по фигурному катанию. С 2020 года нас ждет целая череда российских и международных соревнований. Край прочно вошел в календарь важнейших спортивных событий вплоть до 2025 года, где мы претендуем на проведение Чемпионата мира по фристайлу и сноуборду.

Действующее наследие Универсиады – это, конечно, и новые инфраструктурные объекты. Новые дороги, развязки, центр питания, который, кстати, сейчас обеспечивает питание 17 учреждений, а уже с 1 сентября этого года будет оказывать услуги по питанию примерно 10 000 человек ежедневно, потому что планируется производить и транспортировать питание в 41 краевое учреждение образования (в том числе 15 краевых школ, 16 техникумов и колледжей, 2 кадетских корпуса и Мариинскую гимназию, 7 детских домов).

Проведенная реконструкция Красноярской БСМП и Краевой клинической больницы значительно улучшит качество оказания хирургической помощи в крае, вдвое сократив период ожидания пациентов при плановых операциях.

Около двух миллиардов рублей вложено в ИКТ-инфраструктуру Универсиады. Эта «разовая инъекция» сравнима по эффекту с 15-летним периодом обычного финансирования отрасли связи. В дальнейшем часть компонентов этой инфраструктуры будет использована на спортивных и городских объектах, а также станет основой реализации национального проекта «Цифровая экономика» в крае.

Очевидное наследие Универсиады – это и обновлённый облик Красноярска, новые инженерные решения, подсветка, уличная мебель, ландшафтный дизайн и многое другое. Красноярск стал пусть не европейским городом (если это вообще возможно) – но уж точно красивым, комфортным и более дружелюбным. И очень важно еще раз напомнить, что такой результат стал возможен в том числе потому, что во всю эту красоту крупнейшие предприятия края вложили более 1,5 млрд рублей. Это совершенно уникальный случай.

Мы постарались обеспечить наследием Универсиады и территории края. В частности, закупленные для игр новые автобусы, машины скорой помощи и дизель-генераторные установки разъехались во многие города и районы. Если посмотреть глубже, то после Универсиады за счёт высвободившегося оборудования, оргтехники, мебели, и даже посуды или танцевальных костюмов укреплена материально-техническая база учреждений и организаций сфер образования, культуры, здравоохранения, транспорта, безопасности, связи и энергетики. Инвентаризация всего движимого и недвижимого имущества, задействованного в рамках подготовки и проведения, практически закончена. Передачу большей части имущества балансодержателям планируется завершить до конца текущего года.

Ещё одним важным для нас элементом наследия Универсиады стал приобретённый опыт – организационный и управленческий. После того, как мы с вами провели лучшую в истории Всемирную зимнюю Универсиаду – нам теперь по плечу любые задачи, любые – без преувеличения.

Раз уж я говорю сегодня о работе всего Правительства Красноярского края, я не могу не поделиться тем, как в экстремальных условиях меняются и раскрываются люди, выходят из зоны комфорта, от стадии «это невозможно сделать никогда» переходят к «хорошо, сделаем». И ведь делали – на последнем нерве и с применением всех своих ресурсов, с отличным межведомственным взаимодействием, а не показывая друг на друга, как было раньше – «это не мои полномочия». Я очень благодарен всем, кто отвечал за ввод объектов в эксплуатацию и их подготовку к играм, за инфраструктурные объекты, за питание, транспорт и прочие темы, которые удалось отработать на самом высоком уровне, хотя без проблем не обходилось, конечно.

И здесь стоит особо отметить министров Сергея Андреевича Козупицу и Евгения Евгеньевича Афанасьева, которым часто приходилось принимать нетривиальные решения и брать на себя огромную ответственность, но без этого Универсиады могло не быть вообще.

Этот колоссальный опыт проектного управления очень кстати пригодится нам в новой парадигме государственного стратегического планирования. Я говорю о системе национальных проектов. Фактически, она в прошлом году только появлялась, формировались составляющие национальных, федеральных и региональных проектов. Конкретизировались целевые показатели, намечались механизмы их достижения и необходимые источники средств.

Край активно включился в эту работу. К настоящему моменту мы участвуем в 11 национальных проектах. Разработаны региональные проекты, которые обеспечивают участие региона в 53 федеральных проектах.

Для нашего субъекта уже определен набор показателей, которых мы должны достичь к 2024 году. Всего 169 показателей, по каждому зафиксирована необходимая динамика в течение всего срока реализации нацпроектов. Я привожу все эти цифры, чтобы показать масштаб этого явления. Нам снова нужна максимальная концентрация и слаженная работа.

Вы наверняка слышали о проблемах стыковки проектного подхода с традиционной ведомственной системой управления на федеральном уровне. Действительно, есть такие сложности, которые для регионов выражаются в постоянных доработках нормативной документации, в пересмотре правил, в некоторой путанице в бюджетных кодах и так далее. Система нацпроектов доводится до нужной кондиции прямо на ходу.

При этом по большей части национальных проектов определенные результаты мы должны показать уже в этом году. К примеру, ввести почти 2000 мест в дошкольных образовательных учреждениях, запустить 5 центров амбулаторной онкологической помощи и 35 новых фельдшерско-акушерских пунктов, переоснастить 15 детских поликлиник, ввести 2 большие школы на 1280 мест, благоустроить 39 общественных пространств и 405 дворовых территорий, отремонтировать почти 300 км автомобильных дорог.

Все эти мероприятия уже выполняются, в том числе с активным участием органов местного самоуправления. Всё это – дополнительные финансовые вливания в развитие региона и достижение целей, поставленных Президентом.

К настоящему моменту мы заключили с федеральными органами власти 30 соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на сумму почти 7 млрд рублей. В целом же регион получит от Федерации в 2019 году более 10 млрд рублей. Примерно столько же выделено из краевого бюджета. Таким образом, почти 20 млрд рублей предусмотрено в Красноярском крае на 2019 год на выполнение мероприятий национальных проектов. Всего же на период до 2024 года на эти цели потребуется почти 200 млрд рублей.

Сейчас мы уже вступили в заявочную кампанию на следующий год по целому ряду нацпроектов. Рассчитываем, что объем привлекаемых средств федерального бюджета будет еще больше в ближайшие годы. Эта тема стоит на особом контроле у губернатора края.

Как я уже сказал, реализация нацпроектов в регионах сопряжена с целым рядом проблем, которые могут быть решены только на федеральном уровне. Это вопросы совершенствования бюджетного процесса, контрактной системы, градостроительного законодательства и так далее. Свои предложения мы в федерацию неоднократно направляли и знаем, что по ряду направлений работа уже ведется.

В то же время ряд решений могут быть приняты только нами. Сейчас мы находимся в самой активной стадии формирования нового трехлетнего бюджета, который должен стать финансовой основой достижения показателей национальных проектов. Нам предстоит серьезно пересмотреть систему межведомственного взаимодействия, а по сути, выстроить ее заново, так как многие цели национальных проектов могут быть достигнуты только общими усилиями ряда ведомств.

И есть еще один важный момент, который касается особенностей нашей бюрократической системы. Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью оперативного внесения изменений в госпрограммы. Как показала практика, это совершенно невозможно сделать быстро, потому что госпрограммы сейчас представляют собой фолианты в несколько сотен страниц. И пока все согласующие их стороны напишут свои предложения и замечания, даже если нам нужно откорректировать всего одну строчку, уходят без преувеличения месяцы, до полугода. Считаю сложившуюся ситуацию недопустимой. Мы внесли изменения в постановление о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации. Исключили из текста госпрограмм порядки предоставления субсидий, чтобы оптимизировать процесс и сократить сроки согласования документов. Хочу вас предупредить об этом, если вдруг обратите внимание на «похудевшие» госпрограммы при обсуждении нового трехлетнего бюджета. Страниц в них будет меньше, а денег – больше.

Особый акцент хотел бы сделать на развитии транспортной инфраструктуры, очень много вопросов было от вас на эту тему.

Главным решением считаю новый подход к содержанию дорог. В 2018 году мы провели диагностику состояния сети краевых дорог, которая показала, что это состояние ухудшается из-за возросшей сверхнормативной нагрузки от транспорта и многолетнего недоремонта. Тех средств, что ежегодно вкладывались, недостаточно для того, чтобы хотя бы стабилизировать существующие показатели. Поэтому при сохранении уровня финансирования, мы бы имели отрицательную динамику (если в 2018 году нормативным требованиям соответствовало 66 % краевых дорог, то к концу 2021 года будет лишь 55 %). Чтобы остановить деградацию дорожной сети, губернатором принято решение о поэтапном переходе к нормативному уровню содержания краевых автомобильных дорог. За счет увеличения размеров дорожного фонда будем сначала добиваться сохранения, а потом увеличения доли протяженности сети, находящейся в нормативном состоянии. Считаем, что состояние автодорог, вне зависимости от их статуса (федеральные, региональные или местные), для пользователя должно быть одинаковым. Начали воплощать этот важный принцип, хотя с учетом масштабов края и накопившихся дорожных проблем это будет непросто. Всего за 2018 год в крае отремонтировано 537,4 километра автомобильных дорог, что на 16,8 % больше, чем в предыдущем году.

Кроме того, в прошлом и в этом году продолжена передача северных аэропортов края федеральному казенному предприятию «Аэропорты Красноярья». Мы, наконец, завершаем многолетнюю, трудную, противоречивую и весьма сложную работу по доведению наших аэропортов до нормативного состояния. Для Диксона уже приобретена спецтехника и начаты мероприятия по приведению инфраструктуры в нормативное состояние. Продолжена модернизация аэропортов Кодинск, Мотыгино, Подкаменная Тунгуска, Северо-Енисейск, Туруханск. Сейчас в эту работу включатся новые филиалы: Байкит, Ванавара, Енисейск, Тура и Хатанга. В результате за счет средств федерального бюджета будут обновлены и реконструированы северные аэропорты, чего территории давно ждали. Мы сможем обеспечить безопасность полетов, увеличить частоту выполнения рейсов и пассажиропоток, улучшить качество обслуживания пассажиров.

В декабре 2018 года завершен один из этапов реконструкции перрона в аэропорту Красноярск, что позволило осуществлять посадку пассажиров в самолет с помощью телескопических трапов. Открыт новый терминал в Черемшанке, завершена длительная и очень сложная реконструкция аэропорта Алыкель в Норильске.

Заключено соглашение с Аэрофлотом о создании международного хаба в Красноярске, что позволит расширить маршрутную сеть прямых регулярных рейсов из краевой столицы. Первые полеты авиакомпания планирует в весенне-летний сезон 2020 года, в том числе и в северные территории края. По предварительным расчетам, объем перевозок за счет внедрения новой сетки к 2023 году прирастет на 1 млн пассажиров.

Продолжаем работу по решению проблемы обновления пассажирского флота для линии «Красноярск–Дудинка», речного пассажирского флота, где у нас эксплуатируются теплоходы 50-х годов постройки. Учитывая их высокий износ и значительные затраты на содержание, нужно построить два судна для сохранения транспортной доступности. Стоимость строительства одного теплохода составляет порядка 2,5 млрд рублей, поэтому приемлемым вариантом реализации проекта считаем механизм льготного лизингового кредитования. Вопрос получения средств федерального бюджета проработан с федеральным правительством, Минпромторгом и Минтрансом России, которые заинтересованы в поддержке отечественного судостроения. Окончательного решения вопроса ждем буквально в ближайшие недели.

Аналогичная ситуация с обновлением парка воздушных судов. Сейчас у нас на внутрирегиональных перевозках работают Ан-24/26, и в России отсутствует производство воздушных судов, которыми можно было бы их заменить. Сроки поставки новых самолетов, в том числе типа ИЛ-114, определены на 2023–2025 годы. Поэтому смотрим альтернативные варианты обновления региональных самолетов, например, приобретение судов типа ATR-72. Финансовое состояние нашей авиакомпании, предприятия «КрасАвиа» позволяет строить такие планы.

С подачи Президента страны из федерального бюджета нам выделили один миллиард рублей на корректировку проектной документации красноярского метро. Признаюсь, после того, как информация об этом разнеслась по всей стране и за ее пределы – к нам стали поступать предложения от разных проектировщиков, урбанистов и метростроевцев. Схемы и проекты предлагают самые разнообразные, с учётом новых технологических решений. А некоторые даже готовы построить метрополитен под ключ.

Нам, впрочем, выделили средства пока только на актуализацию проекта, а не на строительство самой подземки, но когда и если до этого дойдёт (а мы на это рассчитываем), красноярское метро будет самым современным и технологичным в России.

Учитывая, что объекты инфраструктуры внеуличного транспорта отнесены к особо опасным и технически сложным объектам, к строительству которых предъявляются повышенные требования, необходимо придать метрополитену статус объекта капитального строительства регионального значения, с чем мы к Вам, уважаемые депутаты, и обратились.

Далее. В 2018 году был подготовлен, согласован и в итоге утверждён Правительством Российской Федерации комплексный план мероприятий по улучшению экологической обстановки в Красноярском крае. Нам удалось включить города Красноярск и Норильск в перечень 12 городов федерального проекта «Чистый воздух».

В общей сложности в оздоровление воздуха будет вложено свыше 192 миллиардов рублей. Через пять лет объём вредных выбросов должен уменьшиться в Красноярске на 22%, в Норильске – на 75%. Мероприятия комплексного плана уже выполняются, модернизируется оборудование на предприятиях-загрязнителях, обновляется общественный транспорт в сторону повышения класса экологичности. В этом смысле утверждённый документ вполне рабочий по содержанию и достижимый по эффектам.

Кроме того, мы определили механизм реализации проектов в теплоэнергетике (это существенная составляющая нагрузки на экологию в городе Красноярске), чтобы добиться снижения объемов и изменения структуры выбросов. В результате этой большой работы в Красноярске уже в текущем году в запуске находятся несколько проектов в сфере теплоэнергетики, с существенной экологической составляющей, на общую сумму более 40 млрд рублей.

И законопроект по налогу на имущество, который Вы сегодня рассматриваете, также родился после анализа планов загрязнителей, чтобы стимулировать их уже в этом году начинать реализацию проектов экологической направленности.

Не могу не сказать о проблеме долевого строительства. Для нас стало неприятным сюрпризом появление новых проблемных объектов в 2018 году. Беда пришла, откуда не ждали, в том числе со стороны компаний, которые имели репутацию стабильных.

У регионов очень ограниченный круг инструментов регулирования в этой области. Лишь на федеральном уровне возможны системные меры, и они принимаются. С июля строительная отрасль перешла на проектное финансирование с применением эскроу-счетов, что должно ликвидировать тему обманутых дольщиков как явление. По нашим данным, ряд застройщиков Красноярского края уже перешли на эту систему. Жить им в ней будет нелегко. Но надеемся, что в этой новой жизни мы больше не получим обманутых людей.

А пока необходимо разобраться с доставшимся нам наследством от прежнего периода. Всего на данный момент проблемными у нас считаются 29 объектов 16 застройщиков. По каждому ведётся индивидуальная работа. Социальные выплаты на возмещение расходов по оплате аренды жилья в рамках краевой господдержки сегодня получают 215 человек. Кроме того, продолжается работа по вовлечению в оборот земель Министерства обороны на ул. Малиновского.

Из общего числа незавершённых домов 10 – это объекты «Реставрации». Это отдельный случай, с которым нам помогает Федерация. С учетом изменений, внесенных в июне 2019 года в законодательство о долевом строительстве, достройка будет осуществляться вновь создаваемым региональным некоммерческим фондом. На прошлой неделе в Правительстве Российской Федерации состоялась рабочая встреча с участием представителей Минстроя и Минфина России, «ДОМ.РФ» и министерства строительства края, в ходе которой подтверждено решение о завершении строительства домов «Реставрации» в основном за счет средств федерального бюджета с участием регионального и муниципального. Возобновление строительства «ДОМ.РФ» планирует осенью текущего года.

К числу проблем 2018-го отнесу и капитальный ремонт многоквартирных домов. Несмотря на то, что капремонт в отличие от, например, мусорной реформы – уже не новость, система реализуется уже несколько лет, но сложности возникали и возникают по-прежнему.

Возможно, проблема была в исполнителях. Здесь мы совместно с вами приняли кадровое решение по руководству фонда. Конечно, требуется ещё донастройка, включая создание общего краевого котла, этот законопроект уже у вас на рассмотрении. В любом случае, система капремонта всё-таки набирает обороты, объёмы ремонтов в этом году растут, и жилищный фонд обновляется чуть быстрее, чем стареет.

Уважаемые коллеги, наверное, в этих стенах не совсем принято хвалить министров. Но в завершение своего выступления не могу не отметить два наших успешных, пусть они меня сейчас простят за такое сравнение, эксперимента в социальной сфере. Это министр социальной политики и министр культуры. Два человека, которые возглавили сложнейшие отрасли в регионе.

Различные формы соцподдержки в крае получают более миллиона человек, и она должна доходить до адресата вовремя и в полном объеме, без сбоев. В стационарах учреждений социального обслуживания живут 7000 человек, которые требуют постоянной заботы и ухода. Государство обязано очень внимательно и бережно относиться к тем категориям жителей, за которые отвечает минсоцполитики. Ирина Леонидовна Пастухова не хотела быть министром, скажу вам честно, она профессиональный финансист, а не политик. Но она не просто начала наводить порядок, но и в кратчайшие сроки сформировала предложения, которые позволят изменить структуру управления отраслью и кардинально повысить ее эффективность. То, что годами управлялось достаточно хаотично, край теперь берет на себя, и за вопросы предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан будут отвечать не органы местного самоуправления, которым были переданы такие полномочия, а регион. Это не только смелость, но и большая ответственность. Да и реализация государственной социальной политики в крае на глазах становится более прозрачной.

Что касается Аркадия Владимировича Зинова, он стал руководителем отрасли в очень сложный момент. В тот момент, когда Губернатор сформулировал задачу превратить Универсиаду из события для спортсменов и болельщиков в праздник для жителей края и его гостей. Надо было вовлечь в процесс максимальное количество людей и решить эту задачу могла только масштабная культурная универсиада. Министр и его коллеги с этой задачей справились блестяще.

Затем сразу последовал четкий анализ дел в отрасли, которая хронически недофинансировалась. Годами. Поддержку получали только точечные проекты, только то, на что хватало денег. В первую очередь реконструкция театра Пушкина – это, скорее, исключение, которое подтверждает правило. Мы с вами прекрасно знаем, что здравоохранение и образование всегда получали больше и развивались активнее, потому что лечить и учить – наша с вами святая обязанность. Так это и остается сейчас. Спорт тоже подтянули в последние годы, спортивная инфраструктура в районах стала развиваться краем достаточно динамично. А культура вроде как по остаточному принципу, не считая обязательств по зарплате, а также ремонта нескольких сельских домов культуры и без преувеличения выдающегося проекта по модернизации библиотек. Но те, кто продолжает развивать эту отрасль, не уходят из нее, делают все возможное, чтобы люди получали удовольствие от их творчества. Пришла пора ответить им взаимностью и создать нормальные условия для работы.

Недавно на президиуме Правительства министр культуры очень убедительно представил Губернатору результаты анализа ситуации и свои предложения.

Что мы имеем сегодня? Сеть учреждений культуры и образовательных организаций в сфере культуры включает 35 краевых и 2533 муниципальных учреждений. Край стабильно на первом месте в СФО и в десятке в России по числу организаций, по числу посещений музеев, театров, по числу выставок. При этом износ материально-технической базы отрасли, которая добивается таких результатов, очень высокий.

Позволю себе напомнить, что много лет назад появился замечательный девиз – «Превратим Сибирь в край высокой культуры». Руководство края того времени приложило колоссальные усилия для претворения этого девиза в жизнь.

Именно тогда была создана та самая материальная, да и духовная база, плодами которой мы пользуемся до сих пор. Но всё, за исключением людей, ветшает. И нам, кажется, пора вернуться к этому вопросу более системно.

Одним словом, Губернатором принято решение о необходимости модернизации и оснащения современным оборудованием объектов культуры. Соответствующий комплекс мер, рассчитанный на период до 2022 года, будет представлен Вам при формировании бюджета.

Уважаемые депутаты! Я искренне благодарен вам за активность, неравнодушие и понимание в течение всего этого политического сезона. Он был очень напряженным, и продолжает таковым оставаться. На дворе середина июля, но никто не в отпуске, повестка сессии полна сложных и напряженных вопросов, и о расслабленности ни у депутатов, ни у членов правительства речи даже не идет.

Спасибо за внимание.

Дмитрий СВИРИДОВ, председатель Законодательного Собрания: Спасибо Юрий Анатольевич. Коллеги, переходим к разделу вопросов и предложений. Пожалуйста, Елена Евгеньевна.

Елена ПЕНЗИНА, депутат Законодательного Собрания:
Спасибо за доклад Юрий Анатольевич. Вы затронули тему обманутых дольщиков. Мне бы хотелось, чтобы вы более широко осветили ряд нюансов. По землям Минобороны, какие всё-таки сроки? Потому что второй год мы слушаем эту тему и до конца не понимаем, когда она решится.

И ещё: закон по земле, мы приняли его в первом чтении. И просили, чтобы ко второму чтению Правительство и министерство подготовили ряд подзаконных актов, от которых напрямую зависит прохождение этого закона во втором чтении. В какие сроки вы планируете подготовить эти документы?

И по Фонду жилищного строительства. Мы понимаем, что грандиозные задачи стоят за фондом. Очень бы не хотелось, чтобы в очередной раз сроки строительства домов были отложены. Поэтому интересуют планы по дофинансированию фонда, в какие сроки и в каких объемах?

Юрий ЛАПШИН:
Начну с завершающего вопроса по планам дофинансирования. В весенней корректировке, за которую вы голосовали, учтены 130 млн рублей в докапитализацию Фонда жилищного строительства. Такое решение было принято, чтобы снять ряд острых проблем. Мы договорились, что в преддверии осенней корректировки, в августе, мы посмотрим обоснования профильного министерства и примем дополнительные решения. Не думаю, что речь будет идти о каких-то запредельных суммах. Но вы же прекрасно знаете, чем там проблема сформирована. Фонд вошел в программу федеральную, по которой были обязательства РФ, было подписано соглашение. А потом программа как-то аккуратно свернулась, да и люди, работавшие в то время в Минстрое, перестали там работать. И фактически фонд оказался с приличным кассовым разрывом, который ему приходится ликвидировать за счет результатов своей операционной деятельности и за счет той поддержки, которую мы с вами оказываем. Я думаю, что к осенней корректировке соответствующие сбалансированные решения прозвучат.

Что касается законопроекта по земле и подзаконных актов. Мы сегодня в первом чтении рассматриваем 28-ым вопросом этот законопроект. Наверное, вы имеете в виду, что на комитете рассмотрели. В июле-августе все подзаконные акты будут проработаны и до второго чтения представлены вам.

Говоря о первом вопросе, по землям на Малиновского, там вопрос пошире. Я в своем докладе говорил о том, что основные рычаги и ресурсы в руках у Российской Федерации, вы это знаете. И мы, придумывая разные способы вовлечения земли в оборот, перевод земель из собственности Российской Федерации в собственность субъекта, выплату мер социальной поддержки и т.д. – это всё способы, которые системно проблему не решают. Да, Федерация сделала смелую попытку с внесением изменений в 214-й Федеральный закон. Но последовала следующая попытка, и сейчас ряду пилотных регионов, в том числе Красноярскому краю, предложено с превалирующим участием средств федерального бюджета системно решить проблему.

И мы продолжаем двигаться двумя путями, имею в виду и те меры, которые продумывали мы с вами и по которым приняты соответствующие решения. К сожалению, по Малиновского окончательного решения нет. Мы продолжаем находиться в процессе переговоров с Министерством обороны, потому что те условия, которые нам выдвигают коллеги, мы отчасти выполняем. Но всё мы выполнить не можем. С учетом тех совещаний, которые прошли в Минстрое, с учетом изменений, которые внесены в федеральное законодательство, рассчитываю, что до начала нового политического сезона по Малиновского и по Минобороны какое-то окончательное решение будет принято.

Дмитрий СВИРИДОВ: Спасибо. Александр Владимирович, пожалуйста.

Александр БОЙЧЕНКО, депутат Законодательного Собрания:
Юрий Анатольевич, спасибо за доклад. Он интересный, объемный, содержательный. Вопросов у вас много на работе. Они очень важны и значительны. Но считаю, что главное – расставлять приоритеты. И вопросы, которые касаются школ, самолетов, автобусов – они действительно важные, но они затрагивают только один вектор и одну группу населения в том или ином направлении.

А есть вопросы, которые касаются абсолютно всех, без исключения. И предприятий, и малых, и крупных, и каждую семью – это стоимость электроэнергии. На вашем месте стоял заместитель руководителя МРСК. Я ему задавал этот же вопрос. Мы здесь выглядим очень не красиво. Мой вопрос в том, что вы делаете в этом направлении. И, к примеру, цена за один киловатт электроэнергии в Иркутской области. Мы просто удивляемся тому, как удается, что один киловатт электроэнергии в Иркутской области, соседней с нами, стоит 1 рубль 10 копеек. Наша социальная норма ограничена 70 киловаттами на одного человека, это 2 рубля 50 копеек. Сверх социальной нормы 4 рубля с лишним. Если мы берем предприятие, которое вынуждено, в том числе конкурировать и с предприятиями, находящимися на территории Иркутской области, рынок наш общий, то это уже 6 рублей.

Как можно объяснить гражданам, избирателям о такой резонирующей разнице в цене электроэнергии? Ангара общая. Енисей, вроде бы, тоже ничем не отличается от Ангары. Что делается вашим Правительством, лично вами? Стоит ли этот вопрос в приоритете? Осознаете ли вы, что, сделав это, получит каждый житель края в кошельке лишний рубль, лишнюю копейку?

Юрий ЛАПШИН:
Спасибо за вопрос. Хотя он, конечно, очень сложный и системный. Вряд ли я открою для вас что-то новое, если скажу, что в структуре цены за электрическую энергию некоторое количество составляющих, из которых как минимум две от властей субъекта вообще не зависят. Это цена на оптовом рынке электроэнергии. И это передача электрической энергии по магистральным сетям ФСК. Цену на оптовом рынке регулирует совет рынка.

Передачу электрической энергии по сетям ФСК регулирует федеральная антимонопольная служба. Наша роль – это межрегиональные сети. Это тарифы МРСК, как одной из крупнейших территориальных сетевых организаций, других территориальных сетевых организаций, а так же сбытовая надбавка. В этой части мы каждый год очень внимательно смотрим документы, которые нам представляются. Этим занимается министерство тарифной политики.

Министерство промышленности и энергетики смотрит вопросы, связанные с утверждением соответствующих инвестиционных программ. И то, что мы делаем – мы действительно сдерживаем рост тарифов.

В Иркутской области ситуация исторически сложилась иначе, потому что структура собственности и структура потребления тоже сложились там иначе.

Скажу больше. Вы привели лишь два размера тарифа. А их там, по-моему, 8 или 10. Есть по высокой стороне, по низкой стороне, в зависимости от установленной мощности. И есть практика заключения прямых договоров, практика наличия или отсутствия последней мили. Т.е. та реформа электроэнергетики, которую в свою время провели, она, на мой взгляд, не столько порядка принесла, сколько сумбура во всю эту историю. И у властей субъекта, в данном случае у руководства Красноярского края, есть то, о чем я уже сказал – регулирование передачи электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, сбытовая надбавка, а также диалог с федеральным регулятором и диалог с участниками рынка, целью которого является ограничение роста.

Не знаю, насколько успешно мы с этим справляемся. Во всяком случае то правительство, которое я возглавляю, работает и пришло работать уже с некоторой ставкой тарифа. Мы не строим иллюзий, что нам удастся ее существенно снижать. Например, у нас с вами есть закон о льготном тарифе на тепловую энергию, когда при переходе на выработку тепловой энергии за счет электричества, рост тарифа составляет такие колоссальные суммы, что государство должно помогать людям. И по ряду территорий, таковых у нас две осталось, мы фактически субсидируем из бюджета межтарифную разницу для того, чтобы обеспечить приемлемый тариф.

В целом, всё, что связано с тарифной политикой – это тема для отдельного разговора, для отдельного обширного доклада и большой дискуссии. Вы то же самое можете мне сказать про цену на тепловую энергию. У нас разлет от 1000-1100 до 6000 за гигакалорию. А если не считать тарифа, который мы субсидируем, то там вообще до 8000-9000 доходит. И это полнейшее безобразие. Потому что я абсолютно убежден, что любой гражданин, проживающий на территории России, имеет равные конституционные права. И в этом смысле нигде в Конституции не записано, что если я живу в Дудинке, то я должен платить больше за услугу, от которой зависит моя жизнедеятельность.

К отдельному разговору, в случае, если есть предложения, которые мы не увидели, не обратили внимание или по каким-то причинам отставили в сторону, к такому разговору я готов в любое время.

Александр БОЙЧЕНКО: Юрий Анатольевич, огромная просьба – держите, пожалуйста, этот вопрос, как один из приоритетных.

Дмитрий СВИРИДОВ: Спасибо. Павел Викторович, пожалуйста.

Павел СЕМИЗОРОВ, депутат Законодательного Собрания:
Юрий Анатольевич, хотел бы задать вопрос в части строительства нового жилья на северах. Жители Дудинки и Норильска, которые проживают в домах с газобетонным фасадными панелями, а это тысяча семей, даже больше, не желают переселяться, потому что они работают в Норильске. Они не попадают под программу капитального ремонта, их дома, потому что, скорее всего, администрация города не считает целесообразным ремонтировать фасады, и мы по-разному называем эту программу: реновация Норильска, стимулирование развития на северных территориях многоэтажных домов. Но в 2018 году, сколько мы эту ситуацию не обсуждали, я не хочу сказать, что она осталась без внимания, Правительство активно участвовало и обсуждало с администрацией Норильска и Дудинки, что с этим делать, но кроме компании «Норильский никель» никто пока сейчас первых шагов не сделал.

Жителей очень волнует судьба этих домов. И, соответственно, меня, как депутата от северных территорий очень волнует, что можно будет сделать в ближайшее время для того, чтобы либо принять программу, либо как-то эту ситуацию сдвигать с места.

Юрий ЛАПШИН:
В вашем вопросе ответ уже заложен. Тем не менее, несколько слов я позволю себе сказать. Вы совершенно правы. Эти дома не попадают под программу аварийного ветхого переселения. Поэтому ситуация должна рассматриваться совершенно отдельно. Вы говорите, что кроме «Норильского никеля» никто на это не обращает внимания. Так «Норильский никель» у нас главный партнер, главный визави в Норильском промышленном районе и вообще на Таймыре. Поэтому мы этот диалог с «Норникелем» ведем уже какое-то время, как минимум год. Напомню, в следующем году заканчивается четырёхстороннее соглашение, а министерство регионального развития «приказало долго жить» и наши коллеги из министерства финансов РФ сказали: «Нет субъекта договора – и нет обязательств у РФ», т.е. фактически эти обязательства по переселению сейчас выполняют «Норильский никель» и бюджет Красноярского края. Муниципальный бюджет участвует буквально в какой-то малой толике.

Если мы ускоряем программу переселения, проблема по такого рода домам становится менее острой. Поэтому, я думаю, мы еще весь 2019 год посвятим обсуждению. И весьма рассчитываю, что до конца года выйдем на какие-то решения, о которых вам доложим.

Дмитрий СВИРИДОВ: Спасибо. Александр Алексеевич.

Александр СИМАНОВСКИЙ, депутат Законодательного Собрания:
Юрий Анатольевич, последнее время очень много внимания уделяется ситуации в лесной отрасли Красноярского края. Скажите, пожалуйста, какие меры принимаются или будут приниматься по декриминализации этой отрасли Правительством Красноярского края?

Юрий ЛАПШИН: Спасибо за вопрос, Александр Алексеевич.

Я напомню, что впервые губернатор дал конкретные поручения по подготовке плана декриминализации еще в прошлом году, задолго до того, как разговоры о лесной отрасли приняли столь массовый и без преувеличения скандальный оттенок.

На сегодняшний день Правительством края, профильным ведомством подготовлен план по декриминализации отрасли. Он содержит как выполнение уже ранее принятых решений, например, законопроект, который вступил с 1 января текущего года о пунктах отгрузки. И у нас зарегистрированных пунктов отгрузки стало больше в два раза. Было их 430, сейчас более 900. Это механизм контроля, и это уже ранее принятое решение, присутствующее в плане. Далее. Вы знаете, что нормативно нам инспекторов лесоохраны, если считать, как положено по законодательству и по методикам, нужно много, чуть ли не 600 человек. А у нас их, по-моему, 149, с учетом тех 50 дополнительной штатной численности, которую мы получили недавно за счет средств субвенций из федерального бюджета. Напомню, что все эти полномочия осуществляются за счет средств субвенций, и Красноярский край активно помогает, особенно в части контроля лесопожарной обстановки и тушения пожаров. Тем не менее, это остается федеральными полномочиями.

На сегодня есть соответствующий пункт в постановлении Совета Федерации. Это, безусловно, окажет нам поддержку. Есть предварительные договоренности с Рослесхозом о том, что эта политика по увеличению штатной численности будет продолжена. И это тоже вопрос эффективности контроля.

Есть мероприятия, связанные с дистанционным мониторингом и контролем. Мы их апробировали в 2018 году в пилотном режиме. Качеством результатов остались довольны. И эти мероприятия тоже в плане декриминализации прописаны.

Этот план декриминализации, я думаю, в самое ближайшее время можно будет не просто посмотреть, а до утверждения дать соответствующие предложения. Там большое количество пунктов. Основные по памяти я вам назвал. Спасибо.

Дмитрий СВИРИДОВ: Спасибо. Петр Петрович, пожалуйста.

Петр МЕДВЕДЕВ, депутат Законодательного Собрания:
Юрий Анатольевич, интересный отчет. Народ должен почувствовать и губернатора, и председателя правительства. Горюче-смазочные материалы. Можно говорить «Москва», и всё остальное. Но у нас на территории есть заводы, которые горюче-смазочные продукты производят. Мы каждую весну сеем, каждую осень убираем. Но всегда почему-то повышаются цены на горюче-смазочные материалы. И самое-то интересное, что мы дотации даем. Если бы мы давали дотации не на горюче-смазочные, а на развитие – на приобретение транспорта, еще что-то, чтобы внутри решались вопросы. Т.е. практически руководители хозяйств съедают эти деньги, развития как такового нет.

И второй вопрос, который меня очень волнует – сельчане не могут пробиться, продать свою продукцию, мясо, качественное мясо. Почему? Потому что перекупщики скупают всё, везут и т.д. Мы что не можем решить этот вопрос? Поэтому насколько можно решить вопрос и по горюче-смазочным материалам и по продукции, которую производят наши сельчане, насколько это можно решить оперативно, быстро, четко?

Юрий ЛАПШИН:
Спасибо, Петр Петрович. Что касается перекупщиков при реализации сельхозпродукции – воспользуюсь такой подачей и скажу несколько добрых слов о Леониде Николаевиче Шорохове как человеке, безусловно, квалифицированном и профессиональном, с которым мы буквально позавчера рассматривали этот вопрос вместе с ним и с заместителем председателя Правительства – министром финансов. Именно в части поддержки инвестиционных проектов, направленных на переработку, на производство новых видов сельхоз продукции и на организацию логистики и реализацию продукции, которую производят сельхозтоваропроизводители края, с целью уменьшения до самого минимума участников процесса.

Почему всё-таки уменьшения до минимума? Мы же с вами понимаем, что далеко не каждый фермер пойдет торговать своей продукцией. В советские времена существовала потребкооперация и, в общем-то, не плохо себя зарекомендовала. Об этом мы и говорили с Леонидом Николаевичем. Я рассчитываю, что наши договоренности и принятые решения начнут воплощаться уже в наступающем 2020 году. Это вы увидите в отражении соответствующей госпрограммы и в проекте бюджете Красноярского края на 2020–2022 годы.

Что касается ГСМ. Тоже здесь рискую вызвать неудовольствие. Но вы знаете, что федеральное Правительство приняло принципиальное решение – не бороться за цену административными способами. Это широко освещалось в СМИ. Если в прошлом году после поручения премьера соответствующие соглашения с нефтяными компаниями были подписаны, то сейчас, после ряда дебатов внутри федерального правительства было официально объявлено, что никакого соглашения больше не будет, и всё будет регулировать рынок. Тем не менее, мы с вами знаем, что еще два-три года назад «Красноярскнефтепродукт», акционерное общество, 75% которого принадлежит Красноярскому краю, представляло из себя странную структуру с разного рода скандалами и претензиями. Судя по оценке, которую дали вы – Законодательное Собрание после отчета руководителя, за два года ситуацию нам удалось серьезно поправить. Теперь это финансово устойчивая, демонстрирующая положительный финансовый результат, и самое главное, активно развивающаяся с точки зрения увеличения сети организация.

Сегодня «Красноярскнефтепродукт» контролирует около 190 АЗС по краю. 138 своих и остальное находится в аренде с последующим переходом права собственности. Задача стоит до 200 с лишним довести. С тем, чтобы наша краевая компания была реально доминирующей структурой на рынке розничных услуг.

А дальше мы делаем уже то, что делали и раньше. Понимая прекрасно, что наступит сезон, и будет посевная, идёт закупка и закачка в хранилища соответствующих видов горюче-смазочных материалов по ценам зимы. А биржевые цены зимы, всё через биржу теперь закупается, ниже. И, соответственно, заправки КНП сдерживают рынок и регулируют цены.

Кроме этого, вы совершенно правы, у нас есть отдельная программа Правительства края, министерства сельского хозяйства по поддержке сельхозтоваропроизводителей, в том числе с учетом приобретения и техники, и семян, и удобрений, и горюче-смазочных материалов. И эту практику мы тоже будем продолжать.

Готов на эту тему поговорить подробней. Но при обсуждении и принятии бюджета можно будет какие-то подробности точенные, с отсылкой на конкретные пункты госпрограммы и бюджета вам привести.

Дмитрий СВИРИДОВ: Спасибо. Егор Сергеевич, пожалуйста.

Егор БОНДАРЕНКО, депутат Законодательного Собрания: Юрий Анатольевич, хочу так же поблагодарить за ваш достаточно подробный доклад. А вопрос по ситуации с теплоснабжением и отопительным периодом следующего года в Железногорске.

Подано заявление о банкротстве муниципального предприятия «Гортеплоэнерго». При этом выставлены к расчетным счетам «Гортеплоэнерго» исполнительные листы нашей краевой компании «КрасЭко», которая является одним из кредиторов. В этой ситуации сейчас не идет подготовка к отопительному сезону, не закупаются запасы топлива, не выполняются в необходимом объеме ремонтные работы. Какова по этому вопросу позиция исполнительной власти края, правительства? Как вы готовы в этом процессе поучаствовать, чтобы не был осуществлен срыв отопительного сезона в Железногорске?

Юрий ЛАПШИН: Срыва начала отопительного сезона мы не вправе допустить нигде. Вы же понимаете, что кредиторская задолженность, на которую вы сослались, перед краевой компанией копилась ни день, ни два, и даже ни год и ни два. Это последствия неверно, на наш взгляд, принятых решений в 2012-2013 годах, когда еще принимались решения по замещению теплоисточника, по тарифообразованию. И к операционной деятельности компании, обслуживающей этот теплоисточник тоже были вопросы, которые мы, после того, как «КрасЭко» зашло на эксплуатацию Железногорской ТЭЦ, по возможности, поправили.

Ситуация приблизилась уже к критическому уровню. Не предъявлять исполнительные листы, а это принятые и вступившие в силу решения судов, что называется, именем Российской Федерации – это уже повод задавать серьезнейшие вопросы исполнительному органу – дирекции «КрасЭко». Вынуждены были это сделать. Приурочили это, не знаю, так совпало или это было сделано сознательно, к окончанию отопительного сезона, чтобы было время на то, чтобы обсудить все меры, выполнить все предотопительные мероприятия и войти в отопительный сезон подготовленными.

Пригласили к разговору госкорпорацию «Росатом». Большое количество людей, работающих в госкорпорации, естественно, проживают в городе Железногорске, и госкорпорации всё это не безразлично. С удовлетворением констатирую, что после диалога губернатора с руководителем госкорпорации, после нашей совместной работы мы сформировали дорожную карту, где есть поэтапные шаги, расшивка этой кредиторской задолженности и переуступка прав требований к другим дебиторам.

Кстати, Вы сказали «один из кредиторов». А «КрасЭко» – это главный кредитор. Там 2 млрд рублей задолженность, даже чуть больше. А все остальные кредиторы, по-моему, порядка 150-160 млн.

Т.е. мы отдаем себе отчет, что у нас нет возможности, как иногда на рынке бывает – заблокировать работу, всё отобрать, потом еще долго преследовать собственников, а собственником в данном случае является муниципалитет и исполнительный орган.

И мы понимаем, что какие-то потери будут. Всё, что можно будет в качестве возмещения получить, мы, конечно, получим. Но ответственность за старт отопительного сезона уже на краевом предприятии по Железногорску.

Дмитрий СВИРИДОВ: Спасибо. Владимир Петрович, прошу вас.

Владимир ДЕМИДОВ, депутат Законодательного Собрания: Уважаемый Юрий Анатольевич, хотел бы отметить министерство транспорта. За последний год очень серьезные изменения произошли и происходят. Не скажу, что прорыв, но так или иначе много вопросов решено, решается и, надеюсь, будет решаться.

Но вопрос мой, он тоже касается всех, так же как энергетика, это содержание автомобильных дорог. Все мы знаем, что существует постановление от 9 апреля 2015 года № 162-п, в соответствии с которым в том далеком 2015 году в ценах 2014 года мы утвердили некий норматив и пытаемся его достичь по этому постановлению в 2025-ом.

Существует ли план правительства, возможно, с использованием средств федерального бюджета, который позволит приблизить срок достижения этого нормативного уровня? А может быть стоит пересмотреть уже это постановление, потому что прошло так много времени и цены уже не в 2014 году? Мне кажется, что если такие планы есть, то при изменении подходов мы могли бы сохранить дороги Красноярского края.

Юрий ЛАПШИН:
Спасибо, Владимир Петрович. Вы совершенно правы, в 2015 году было принято соответствующее постановление. Но, к моему большому сожалению, оно практически не выполнялось. Дорожный фонд формировался, как это и положено по федеральному законодательству, за счет доходов от акцизов и транспортного налога. Там есть еще с недавних пор административные взыскания за нарушения правил дорожного движения. Но это деньги, хоть впрямую не целевые, но тем не менее они в основном направляются на повышение безопасности на дорогах.

В прошлом году министерством транспорта, Правительством края подготовлено предложение в адрес губернатора о принятии политического решения по переходу от нормативного формирования дорожного фонда к сверхнормативному, в том числе и за счет других источников, чтобы достичь этой цели, о которой вы сказали.

Кстати, я вам напомню, что у нас региональный норматив, утвержденный вами, он вообще в два раза ниже федерального. Т.е. по федеральным дорогам, по обслуживанию и содержанию норматив выше. Но мы даже этого норматива достичь не могли. И вот первый шаг мы сделали применительно к 2019 году. Соответствующее решение было принято, политическое. Это нашло отражение в соответствующем объеме ассигнований на дорожный фонд. И мы получили прирост, выйдя на 40%.

Предполагали, что к 2025 году будем стремиться, в соответствии с тем самым постановлением этой величины достичь. Но в связи с тем, о чем я говорил в докладе, есть большое желание остановить деградацию сети автомобильных дорог, вообще наоборот перейти к увеличению доли дорог, находящихся в нормативном состоянии.

Мы, наверное, возьмём на себя повышенное обязательство – к 2023 году этого норматива краевого достичь. И в связи с этим внести соответствующие корректировки в правительственный документ. Я думаю, что мы это сделаем до внесения законопроекта о бюджете на 2020-2022 годы. И, соответственно, там вы уже увидите результаты этой работы в части планирования достижения соответствующих показателей к 2023 году.

Дмитрий СВИРИДОВ:
Спасибо. Уважаемые коллеги! Нас время по регламенту поджимает. Я прошу вопросы и выступления делать по возможности короче, чтобы те, кто желает задать вопрос, успели это сделать. Иван Александрович, пожалуйста.

Иван СЕРЕБРЯКОВ, депутат Законодательного Собрания:
Юрий Анатольевич, на Санкт-Петербургском экономическом форуме губернатор озвучил следующие цифры, что у нас есть проблемы в лесной отрасли в плане хищений. Цифра составляет около 3 млрд рублей. Что это за цифра? И такой вопрос. Вот документ у меня сейчас перед глазами. Это реализация древесины за первый квартал 2019 года по большинству регионов, включая Красноярский край, через биржу. И здесь приведены такие цифры. Новгородская область – 25 тыс. кубов по цене 927 рублей за куб в первом квартале. Удмуртская – 56 тыс. по цене 1 тыс. рублей за куб. Пермский – 56 тыс. по цене 763 рубля. Красноярский край – 1 млн 243 тыс. кубов по цене 354 рубля. Как-то можете прокомментировать эти цифры?

Юрий ЛАПШИН:
С удовольствием. То, что касается слов губернатора. Комментировать его слова мне сложно. Проще спросить у Александра Викторовича. Как бы там ни было, и мы и вы – люди, работающие в условиях жёсткого регламента. Мы не можем ориентироваться, во всяком случае, мы себе этого не позволяем, на какие-то домыслы и непрофессиональные оценки. Мы ориентируемся на скучные, но официальные документы, такие как сценарные условия, такие как данные Росстата. По данным Росстата у нас незаконная заготовка древесины, по-моему, 0,11%, если мне память не изменяет. Это немножко не дотягивает до 3 млрд.

Что касается биржи. Буквально 4 июня я выступал с этой трибуны и говорил о том, что мы вошли в работу с биржей намного позже других субъектов. Те показатели, которые демонстрируют другие субъекты, они этих показателей достигали в течение нескольких лет. У нас еще года нет. Мы осенью прошлого года подписали соответствующее соглашение. Не знаю, чем вы руководствуетесь, я смотрю тоже официальные сводки биржи, у нас такой обмен информацией налажен. Мы имеем, по-моему, в районе 700 рублей за кубометр. У нас там 659, 689. Такие показатели были по сделкам уже текущего 2019 года. В этом смысле рост достаточно быстрый. У нас конкурентные торги пошли, чего не было в начале.

Я вам напомню, что в 2018 году, после заключения соглашения, у нас в пилотном режиме было 6 лесничеств. И речь шла только о санрубках. Мы приняли принципиальное решение, что мы уже из пилотного режима переходим в режим постоянного взаимодействия с биржей. И не только о санрубках ведем речь, а речь идет о предоставлении всех лесосырьевых участков под заготовку, в том числе. За исключением приоритетных инвестиционных проектов, порядок работы с которыми определен 190-ым постановлением правительства РФ. Это нормативный акт, со всеми вытекающими отсюда условиями.

Я думаю, что мы демонстрируем неплохую динамику. А с точки зрения объемов, то, что вы сказали, это, скорее в пользу Красноярского края, а не в пользу тех субъектов, которые торгуют по 25 тыс. на биржу. Потому что биржа – не идеальный механизм. Это не панацея и не индульгенция. Она не отпускает грехов. Но на сегодня лучше и прозрачней механизма никто пока еще не придумал. И мы в этом механизме работаем. И я думаю, что к концу этого года мы будем иметь и по цене и по объему убедительнейшие результаты.

Дмитрий СВИРИДОВ: Спасибо. Андрей Петрович, пожалуйста, вам слово.

Андрей НОВАК, депутат Законодательного Собрания:
Юрий Анатольевич, хотелось бы задать вопрос о доходности наших госпредприятий с участием правительства Красноярского края. Я услышал несколько фраз о КНП. Но хотелось бы сказать, что у нас порядка 40 предприятий с разным участием.

Последний отчет, который был предоставлен по исполнению бюджет 2018 года, мало того, что руководители этих предприятий не явились и профильные министры не все по разным причинам были на этом отчете, но на протяжении трех лет чистая доходность этих предприятий падает. Я хотел бы задать вопрос. Что планируется в 2019 году правительством Красноярского края сделать, предпринять какие-то усилия?

Юрий ЛАПШИН:
Мы многое кардинально поменяли. У нас «КРЭКа» нет. Я не в смысле названия сейчас говорю. А есть «КрасЭко». Это две разные ипостаси в принципе. Вопрос не в названии. Если первый имел свои задачи, то «КрасЭко» реально занимается энергоснабжением и реализацией масштабных инвестиционных проектов. Оказывал спонсорскую благотворительную помощь при подготовке к универсиаде. Ряд работ которые нужно было экстренно выполнять, был силами «КрасЭко» выполнен за счет собственной прибыли, с принятием соответствующих решений советом директоров, и при этом демонстрирует маржинальность и не просит никаких субсидий и пособий из государственного бюджета. Я считаю, что по «КрасЭко» у нас фундаментальные и кардинальные изменения произошли.

У нас кардинальные изменения произошли по «Красноярскнефтепродукту». Вы это должны помнить – он был постоянным информационным поводом, в том числе на сессиях Законодательного Собрания. Поступали разного рода обращения, скандалы, здесь сомнительная сделка, здесь непонятно что подписали, там непонятно у кого купили, большое количество посредников и т.д.. За два года эта ситуация изменилась ровно до наоборот.

При этом рынок сложнейший. Вы сами видите, что на рынке розничной торговли нефтепродуктов банкротится одна компания за другой. Т.е. если раньше, буквально 4-6- лет назад это был очень маржинальный вид бизнеса, то сейчас, когда в дело включились вертикальные интегрированные компании со своей нефтепереработкой и со своими сетями, которые могут заниматься перекрёстным субсидированием, чем и занимаются, это очень низко маржинально. В этой ситуации КНП умудряется н просто сохранить финансовую устойчивость и стабильность, но еще и развиваться, наращивая объемы и территории, которые контролируются сетью АЗС.

Т.е. такие задачи всегда перед агентством по управлению государственным имуществом, перед профильными ведомствами, перед советами директоров, перед председателями совета директоров и ставятся. Необходимое условие – положительный финансовый результат. Это ко всем нашим предприятиям относится. И это главный критерий эффективности для исполнительного органа, для председателя совета директоров и для профильного министерства. А дальше реализация планов стратегического и тактического развития.

Потому что есть разные сегменты рынка, есть разные планы. Мы понимаем, что та же «КрасЭко» очень часто выполняет социальную функцию. Тем не менее, во всей этой ситуации предприятия показывают, на мой взгляд, неплохую эффективность.

Что касается рассмотрения вопроса, о котором вы говорите. На мой взгляд, это сбой в коммуникации. Но, опять-таки, не обязательно такого рода разговор делать один раз в год, только по утверждению отчета об исполнении бюджета за прошлый год. Вы можете его назначить в любое друге время. И, поверьте, уровень представительства будет тот, который нужно.

Дмитрий СВИРИДОВ: Спасибо. Уважаемые коллеги, с учетом нашего регламента, завершающий вопрос либо выступление, предложение от фракции ЛДПР. Пожалуйста, Денис Геннадиевич.

Денис ПРИТУЛЯК, депутат Законодательного Собрания:
Я времени много не займу. У меня короткое выступление. В советское время коммунисты любили использовать лозунги «Ум, честь и совесть нашей эпохи». И где ум, где честь, где совесть мы знаем.

У меня к вам, Юрий Анатольевич, будет маленький вопрос. Он связан с системой здравоохранения. Поселок Предвидинск, Большемуртинский район. Во фракцию поступило коллективное обращение. Свыше 200 подписей. Это почти 20% населения поселка. Там проблема следующая.

Там власть сначала оставила людей без воды, местная. Сейчас хочет закрыть больницу. До райцентра не добраться, надо будет через Енисей. А до Тасеево 100 км по тайге, бездорожье. Вы в своем выступлении упоминали о системе здравоохранения. Я вас прошу от имени фракции взять этот вопрос на контроль – поселок Предвидинск, Большемуртинский район. И последнее. По дорогам я бы хотел в завершении своего выступления сказать. Что Красноярский край должен использовать свое территориальное преимущество и строить дороги, которые будут соединять наши населенные пункты.

Это в первую очередь. Мы же еще будем при строительстве дорог стимулировать бизнес. Бизнес будет идти тогда в территории. Это не маловажно.

И последнее. У людей, у наших граждан на местах, в поселках, районах будет хорошее настроение. Т.е. мы должны это использовать, потому что Красноярский край огромная территория. И дороги мы должны больше строить, упор делать н а это. Тогда бизнес пойдет в районы, в малые города и поселки.

Юрий ЛАПШИН:
Если позволите, я это восприму как пожелание, наказ. Единственное, что мы часть уже выполняем. На счет «ум, честь и совесть» ничего сказать не могу. Позвольте воздержаться от комментариев.

Но по части дорог, я говорил, что одним из серьезнейших проектов в составе «Енисейской Сибири» является проект по строительству моста в районе поселка Высокогорский. Там 14 млрд общая сметная стоимость. Но это не моста. Мост, по-моему, 8 или 9. Это моста с подходами. А это как раз те самые дороги, о которых вы говорите. И мост принципиален именно с подходами в связи с тем, что это по-серьезному развязывает логистический уровень для целого ряда муниципальных районов огромной территории. И в экономический оборот вовлекаются и природные запасы, и бизнес, который там уже есть. Они прямо говорят: «Ребят, ну, как можно строить бизнес, серьезный, системный, когда мы зимой по ледовой переправе, летом на пароме, а в межсезонье тут на берегу устраиваем какие-то пляски и друг на друга смотрим. Если появляется стабильная, надежно работающая переправа для обеспечения нужд населения и промышленных нужд, то мы начинаем серьезно, на десятки процентов увеличивать объемы, отдачу, налоги и всё остальное.

Это одна из главных задач. И я весьма рассчитываю, что уже в следующем 2020 году мы приступим к подготовительным мероприятиям по реализации этого проекта.

Дмитрий СВИРИДОВ: Уважаемые коллеги, мы на пять минут превысили определенное по регламенту время для наших вопросов и выступлений. Юрий Анатольевич, спасибо.


назад

 

Безопасность и правопорядок
| Внешние связи
Госимущество
Градостроительный контроль
| ЗАГС
Здравоохранение
Информационная политика
Культура
| Лесное хозяйство
Образование
Промышленность, энергетика и ЖКХ
Охрана объектов культурного наследия
Север и поддержка коренных малочисленных народов
Сельское хозяйство и торговля
Социальная политика
Спорт
Строительство
Тарифная политика
Транспорт
Труд и занятость
Финансовая политика
Финансово-экономический контроль и контроль в сфере закупок
Цифровое развитие
Экология и рациональное природопользование
Экономика и региональное развитие
Исполнение поручений и указов Президента РФ
Государственный контроль
| Проектное управление
| Открытые данные
| Безопасность дорожного движения
Грантовые программы
Законотворчество
Интерактивные карты Красноярского края
Общественный контроль
Развитие гражданского общества
Комиссия по делам несовершеннолетних
О портале
Подписаться на рассылку
Отписаться от рассылки
Регистрация на портале
Личный кабинет

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82
e-mail: public@krskstate.ru (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Написать обращение

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

 

Индекс цитирования